Под открытым небом: история аэропорта “Большое Савино”

Сейчас аэропорт является главными воротами Пермского края и известен всем его жителям без исключения. Свое название он получил от названия деревни Большое Савино, на территории которой расположен. Однако история его образования была не так уж проста, как может показаться на первый взгляд.

Решением Главного Управления Гражданского Воздушного Флота (ГУ ГВФ) от 02.02.1940 г. на базе авиаподразделения, переведённого в 1936 году из Свердловска в Пермь на постоянное базирование, был образован 207-й Пермский авиаотряд спецприменения – самостоятельное авиапредприятие. Место расположения – район Горок. Первым командиром был назначен Климов Николай Михайлович. В этот год было перевезено 200 пассажиров.

Начавшаяся Великая Отечественная Война изменила характер работы авиапредприятия – его деятельность была подчинена требованием военного времени и лишь с 1944 года возобновляются полёты по пассажирским линиям. В 1944 году уже перевезено 1000 пассажиров.

В 1954 г. в Перми появился первый настоящий аэропорт – Бахаревка. Первый свой полет с аэропорта совершил В. Кораблев на ЛИ-2. Бахаревский одноэтажный аэропорт уютно и аккуратно смотрелся среди густой зелени. Именно с этого года начинается обновление авиационной техники и численный рост авиапредприятия: вместо ПО-2, СП поступают самолёты АН-2, ЯК-12, ЛИ-2, вертолёты МИ-1, МИ-2.

Возросший объём перевозок потребовал строительства нового аэродрома. Совершались пробные полёты с естественной взлётно-посадочной полосы аэродрома Бахаревка на самолётах ТУ-124 в 1960 году, ИЛ-18 в 1962 году, АН-24 в 1964 году.

16 февраля 1965 года открыт новый аэродром Большое Савино. С окончанием строительства аэродромных объектов и освоением новой техники авиапредприятие получает самолёт АН-24. Первый самолёт получен 13 октября 1967 года, в 1972 году их было уже 13 единиц. Однако в 1967 г. был построен аэровокзал, после чего д. Большое Савино стало опорной точкой гражданской и грузовой авиации Перми.

До этого пассажиры и встречающие коротали время в ожидании рейса в строении деревянного типа. Туда же доставили и космонавтов Беляева и Леонова, вывезенных из тайги в марте 1965 года. Рассказывают, что из этого сарая и докладывали по телефону космонавты Брежневу о выполнении задания.

Куда тогда только не летали: Сибирь и Дальний Восток, Средняя Азия и Кавказ, Европейская Россия и северные регионы – везде проложили трассы пермские экипажи. Летный состав Второго авиаотряда, что базировался на Бахаревке, обслуживал внутренние, областные перевозки. То время было поистине золотым периодом для Пермского объединенного авиаотряда.

Май 1970 – начинается освоение Пермскими экипажами самолёта ИЛ-18.

01.01.1972 – в Перми образовано два самостоятельных авиапредприятия.

14.10.1977 – на базирование получен самолёт ТУ-134А, численность их впоследствии достигает 10 единиц.

08.04.1978 – для выполнения грузовых перевозок получен самолёт АН-26, всего было получено 3 таких самолёта.

01.07.1981 – начало полётов на самолётах ТУ-154 своими экипажами по Пермскому расписанию.

1982 год – на взлетной полосе аэропорта народный артист СССр И.О. Горбачев принимает хлеб-соль

К великому сожалению, в начале 90-х гг., как и во всей России, ситуация резко поменялась. Первое и самое главное – упала покупательная способность населения. Одновременно повысились цены на топливо. Самолет из транспорта снова превратился в экзотику. Сократилось финансирование. Чтоб хоть как-то спасти положение пермской авиации, местные аэропорты были переданы в управление «Пермские авиалинии».

5 июля 1996 г. в аэропорту Б. Савино совершил посадку самолёт ТУ-204. Первым командиром воздушного судна стал Костюк А.Я. На новом «чудо – самолёте» освоили полёты КВС Скопин П.С., Григорьев Н, Чухустов Д.П. Москва, Анадырь, Певек, Арабские Эмираты, Индия, Испания, Греция – вот далеко не полный перечень городов и стран, куда летали на ТУ-204 наши земляки и гости Прикамья.

В 2002-2003 гг. проведены работы по реконструкции и удлинению взлетно-посадочной полосы: удлинение ВПП произведено на 700м – теперь ее длина составляет 3200 м. С осуществлением этих работ Пермь, образно говоря, прорубила окно в Европу: аэропорт Большое Савино получил возможность принимать борты со всего мира, без ограничений. В 2004 году перевезено на собственном парке 283 032 чел.

В 2005 г. коллектив аэропорта отметил свое 40-летие со дня постройки аэродрома «Большое Савино» и 65-летие гражданской авиации Прикамья. Степанову А.А. было присвоено почетное звание «Заслуженный пилот РФ». Есть и люди, проработавшие 20 и 25 лет на предприятии, проживающие на территории Пермского района. Это водитель автомобиля службы спецтранспорта Александр Ефимов, техник по учету 1 категории в Центре расчетов Людмила Кудрина, водитель автомобиля по обслуживанию аэродрома Николай Фадин и пилот-инструктор Александр Халдин. За 40 лет работы из аэропорта отправлено более 15 миллионов человек – это население пяти Пермских губерний.

В 2013 г. на базе государственного предприятия было образовано открытое акционерное общество “Международный аэропорт «Пермь». В настоящее время численность предприятия 871 человек.

Источники:

  1. История Международного аэропорта «Пермь» // Адрес доступа: http://www.aviaperm.ru/airport/history/1940/
  2. Кораблев В. «Пермские авиалинии»: время созидания // Наш отчий край. Пермь, 2005. № 1. С. 22-23
  3. Чагин Г.Н., Коренюк С.Н. И др. Времена. Книга об истории Пермского района. Пермь, 2009. С.183.